1. без Библии

2. с Библией

Урок 4. Вечный завет

Xlib.Narod.Ru

Rambler's Top100

Комментарий для учителей

Цель учителя

1. Понять значение Божьих имен.
2. Подчеркнуть важность этих имен.
3. Определить обязанности сторон в завете.

План урока

I. Визитная карточка Бога.
А. Роль имен в жизни людей.
Б. Знакомство с Богом как личностью.
В. Сравнение характера Бога с Его именем.

II. Власть имени.
А. Договор между Богом и человеком.
Б. Сотворение народа силой Божьего Слова.
В. Рождение веры из простого имени.

III. Этапы заключения завета.
А. Предложение.
Б. Повеление верить.
В. Обетование искупления.

IV. Обязательства сторон.
А. Условия осуществления.
Б. Добровольное послушание.
В. Благодать и закон.

Комментарий

В Быт. 15:7 Бог открывается Аврааму с именем Яхве.

Мог ли Авраам после того, как Бог заверил, что будет его Богом, считать Его просто безразличным наблюдателем за своей жизнью? В религиозном мире бытует порочное представление о Боге, отстраненном от участия в жизни человека.

I. Яхве и завет с Авраамом

Этот завет подтвердил согласие Авраама на Божье водительство всей его жизни. Иначе, если бы Авраам вел эгоистичную жизнь самоублажения, как мог бы он использовать преимущества завета? Изучая историю жизни Авраама, существует опасность потерять из виду то обстоятельство, что его завет с Богом был на самом деле живой верой в действии!

II. Эль-Шаддай

Имя Эль-Шаддай впервые появляется в древнееврейском тексте в Быт. 17:1, 2 в связи с историей Авраама. В богословских кругах понимание слова Эль-Шаддай выводится из следующей экзегетической предпосылки: «Здесь слово Бог передано выражением Эль Шаддай — Бог Всемогущий. Исследования показывают, что имя Элохим изначально произошло из слова эль, которое означало „сила; власть; всемогущество; непостижимость" — все, что связано с Творением. Нами подсчитано, что в этом широком значении слово эль более 200 раз переведено в Библии как „Бог"... Это слово употребляется для описания всемогущего, ни с чем не сравнимого Бога. Это слово часто используется для обозначения правомочности Божьего вмешательства, посредничества...

Титул ,Шаддай'', этимологически связанный со словом „грудь", означает „Тот, Кто питает, обеспечивает, насыщает". Соединив его вместе со словом Эль (Бог Всемогущий), мы получим значение „Бог, могущий напитать, насытить, обеспечить", из которого естественно вытекает значение: „Тот, Кто посылает, изливает пропитание и благословения". Следовательно, в этом смысле Бог преизобилен и ни в чем не испытывает недостатка» (Натан Стоун. «Имена Бога», с. 32, 34). См. также Быт. 49:24, 25; Ис. 60:15, 16; 66:10—13.

III. От Аврама до Авраама

Изменение имени, описанное в Быт. 17:3—5, указывало на изменение взаимоотношений между Богом и Авраамом в сторону более совершенных. «Авраам был первым из нескольких мужей, чьи имена изменил Бог-Дело в том, что во времена Ветхого Завета имена играли более важную роль в жизни человека, чем сейчас. Все семитские имена имеют свои значения. Они обычно состоят из фразы или предложения, в которых выражается желание или благодарность со стороны родителей. Ввиду того значения, которое люди придавали именам, Бог изменил имена некоторых мужей с тем, чтобы новые имена лучше соответствовали той роли, которую эти мужи сыграли в прошлом или должны были сыграть в будущем. Имя Аврам, которое означает „превознесенный отец", не встречается в других местах Библии в этой форме. Однако это имя можно встретить на страницах Библии в форме Авирон (см. Чис. 16:1) и Авирам (см. 3 Цар. 16:34), что значит „мой отец превознесен"» («Библейский комментарий АСД», т. 1, с. 321).

IV. Этапы в установлении завета

Углубляясь в изучение саги о заключении завета, можно увидеть, что «Бог установил завет с Авраамом в три этапа. Первый этап описан в Быт. 12:1—3; второй — в Быт. 15:1—21, а третий—в Быт. 17:1—14» (Г. Хазел. «Завет, основанный на Его крови», с. 35). Символически этот завет представлен в Книге Второзаконие в виде обрезания: «Итак, обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны» ( Втор. 10:16, «Подстрочный перевод Ветхого Завета с древнееврейско-арамейского», т. 1, с. 489). Понятие «обрезать» передается древнееврейским словом «мул» и означает обрезание крайней плоти иудейскому мальчику на восьмой день после рождения. Таким образом, в духовном смысле число «восемь» представляет собой духовное возрождение в Яхве как Боге нового начала! Духовным значением этого знамения было символическое отсечение плотских, земных интересов Израиля, чем выражалась верность и преданность Богу Яхве. Это означало, что теперь древний Израиль получал приглашение свыше на возобновление отношений с Яхве.

V. Обязательства сторон в завете

«Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедовал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем» ( Быт. 18:19) («Подстрочный перевод Ветхого Завета с древнееврейско-арамейского», т. 1, с. 40). Вся прелесть этого текста состоит в том, что он проникнут Божественной доблестью, с которой Эль-Шаддай готов совершить то, на чем неверие ставит печать невыполнимого. Именно влияние свыше умудрило Авраама воспитывать своего сына Исаака в строгости и послушании. Таким образом, скромная самоотверженность Авраама все больше украшала его даже после того, как его имя возвеличивалось. Каким образом это стало возможным? Эгоистические интересы переплавились в покорность Божьей воле настолько, что он готов был заклать своего единородного сына вместо жертвенного агнца. Вследствие этого неземная вера Авраама в то, что Яхве может воскресить даже из мертвых, превратилась в послушание Божественному Господину. Поэтому «жертвоприношение», на которое был готов пойти Авраам, можно отнести к разряду того, о чем сказано: «Нет ничего настолько дорогого, чтобы его нельзя было отдать Богу» («Комментарий Е. Уайт», «Библейский комментарий АСД», т. 1, с. 1094).

Для Авраама «это было главной причиной, почему он назвал место этого жертвоприношения „Иегова ире". Оно стало постоянным напоминанием о том спасительном благоволении Иеговы, Который совершил это избавление... Какое великое и славное избавление совершил милостивый Иегова, и как все это произошло неожиданно и драматично! Экстремальная ситуация предоставляет Богу прекрасную возможность проявить Себя не только в качестве Избавителя, но и в качестве великого Учителя, открывающего нам глаза на Божье провидение и Его цели» (Натан Стоун. «Имена Бога», с. 62, 63).

Тексты для исследования:
Быт. 17:1—5; Втор. 10:13; Ин. 14:7

1. У Бога есть различные способы, с помощью которых Он может рассказать нам о Своей природе и характере. Почему же тогда мы становимся жертвами искаженных, ложных и даже превратных представлений о Боге? Каким образом можно исправить эти представления?

2. В Быт. 17:1 Бог называет Себя Эль Шаддай или Бог Всемогущий. Что бы вы возразили тому, кто заявляет, что Бог не может быть одновременно всеблагим и всемогущим? Как вы думаете, существует ли противоречие между этими двумя свойствами, или же они дополняют друг друга?

3. В Быт. 17:4, 5 говорится о том, что Бог изменил имя Аврама на Авраам («отец множества народов»). Каким образом люди, столь отличающиеся друг от друга своим происхождением, могут стать наследниками Авраама?

4. Если Бог всемилостив и всепрощающ, тогда почему люди, желающие вступить в завет с Ним, должны соблюдать Его заповеди? Кому больше нужно наше послушание: нам или Богу?

Личное благовествование

В произведениях искусства Христос часто предстает взгляду зрителя как жалкий и тщедушный на вид страдалец. Художники и скульпторы, изображающие Христа в таком виде, похоже, забывают то, что Он всегда был готов помочь нуждающимся. Евангелисты оставили нам множество описаний того, как Иисус проявляет сострадание к людям (см. Мф. 9:36; 20:34; Мк. 1:41; 8:2; Лк.7:13; 10:33 и т.д.).

Существует и другое искаженное представление о Боге, когда Он видится неумолимым, мстительным и лишенным любви. Но скажите, мог бы такой Отец послать Своего единородного Сына на мученическую смерть, как преступника, ради спасения человечества?

Когда ваши соседи, сотрудники и друзья думают о вас как о христианине, видят ли они вас любящим и добрым, подобно Христу и Его Небесному Отцу? Каким образом мы можем еще полнее отображать в своей повседневной жизни эти небесные черты характера, и как это может послужить убедительным свидетельством в пользу Спасителя мира?

От теории к практике

Врач от Бога и просто хороший врач отличаются друг от друга тем, что первый обладает способностью запоминать не только медицинские проблемы своих пациентов, но также их имена и лица. Он видит не только подагру, от которой страдает женщина, но и ее желание поскорее выздороветь, чтобы заботиться о своем ребенке. Врач Божьей милостью помнит не только о сломанной ноге своего пациента, но и разделяет его волнения по поводу того, что теперь он может потерять работу. Иисус Христос знает наши имена и наши проблемы.

Вопросы для размышления

1. Целые главы Библии посвящены именам и родственным связям. Общество того времени придавало весьма большое значение именам. В связи с этим объясните психологическое и духовное значение перемены имени Авраама. Почему Бог Сам объясняет значение Своего имени? Как могло измениться отношение людей к завету в зависимости от понимания ими того, что означает Божье имя?

2. В библейские времена изменение имени часто влекло за собой изменение статуса человека в обществе. Насколько эта закономерность применима к рождению свыше?

3. Наши взаимоотношения с Богом зависят от полноты нашего познания Его. Обетования Божьи — это своего рода жесты, которыми Бог приглашает нас войти к Нему. Какой будет наша реакция на это приглашение?

Вопросы для закрепления

1. Для Авраама, который странствовал в дальних и незнакомых странах, завет с Богом был источником ободрения и дружеской поддержки. Насколько Божьи обетования играют такую же роль в нашей жизни сегодня? Поделитесь с классом своим любимым обетованием и припомните случай, когда это обетование помогло преодолеть духовный кризис и способствовало вашему духовному росту.

2. В Библии можно найти много имен Иисуса. Какое из них обладает наибольшей значимостью для вас? Укажите по крайней мере десять причин, по которым вы выбрали именно это имя. Зачитайте их в классе.

Иисус не только знает вас по имени. Он знает все ваши мысли, и ни один выпавший или поседевший волос на вашей голове не ускользнет от Его внимания. Придает ли это вам уверенности, или, наоборот, вы чувствуете себя неуютно? Если бы у вас была возможность скрыть что-то от Иисуса, что бы вы скрыли, и почему именно это?

Заключение

Как и в случае с Ноем, Бог предложил Аврааму вступить с ним в особые отношения завета, который во многом состоял из тех же элементов, что и завет с Ноем. Однако именно завет с Авраамом стал основанием завета спасения, который Бог заключает с нами.

70

Урок 5 25—31 января

Дети обетования

Памятный текст
«И се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28:20).

Отец с десятилетней дочерью проводили выходные на морском побережье. Они с наслаждением плавали и вдруг обнаружили, что их уносит в открытый океан. И хотя оба они были хорошими пловцами, на некотором расстоянии от побережья они стали удаляться друг от друга. Отец, понимая, что их уносит в море отливом, крикнул своей дочери:

«Маша, я плыву к берегу за помощью. Если ты устанешь, повернись на спину. Так ты сможешь продержаться весь день. Я за тобой непременно вернусь».

Вскоре множество спасательных шлюпок бороздили поверхность воды в поисках маленькой девочки, а сотни людей на берегу с волнением ожидали новостей. Прошло четыре часа, прежде чем ее нашли далеко от берега, но она спокойно плавала на спине и вовсе не боялась. Спасателей встретили слезами радости и облегчения, когда они вернулись со спасенной девочкой. Но ребенок воспринимал все происходящее спокойно. Казалось, девочка считала, что все ведут себя как-то странно. Она сказала: «Папа предупредил меня, что я могу продержаться на спине целый день и что он обязательно вернется, поэтому я просто плавала и держалась на поверхности. Я знала, что он придет» (Ричардc. «Когда Иисус вернется», с. 5).

Какова сила обещания отца! На этой неделе наши исследования сосредоточатся на обетованиях, данных в завете Аврааму, обетованиях, которые действительны до конца времен.



Следующий

Содержание за квартал

На главную страницу


Каталог христианских ресурсов - Internet 4J. Каталог-рейтинг христианских сайтов МАРАНАФА
Allbest.ru Каталог
христианских ресурсов Для ТЕБЯ Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
настройка противокражной системы
Сайт управляется системой uCoz